А всем ли возрастам покорен...

Является ли возраст проблемой для изучения иностранного языка? Мол, если я не выучил его в детстве то, будучи взрослым, не осилю, не смогу, не освою. На самом деле это не так! Главное – начать и ничего не боятся. Давно известный факт, что детям изучение иностранных языков дается намного легче, чем взрослым. Физиологи утверждают, что каждой стадии развития мозга отведены четкие временные рамки, в период которых активизируется определенный вид мозговой деятельности. Не является исключением и главный инструмент для человеческой коммуникации — язык. 

До 3-х лет ребенок играючи овладевает языком, не прилагая особых усилий. Если в процессе общения члены семьи используют два языка — ребенок с легкостью осваивает оба языка; если три языка — то малыш одновременно говорит на трех, за то же время, и не испытывает особых проблем. Правда сначала слова из разных языков перемешиваются, и получается своеобразный «винегрет», но в скором времени все «расставляется по полочкам».

Подростку уже требуется значительно больше усилий и времени, что бы изучить то что ребенок даже не замечает. А для взрослого человека иностранные языки и вовсе относятся к самому тяжелому интеллектуальному труду, становятся чуть ли не подвигом, требующим абсолютной мобилизации сил и напряжения.

Причина заключается в том, что мозг малыша «заточен» под процесс языкового совершенствования. Клетки отвечающие за восприятие и воспроизводство речи, расположенные в речевом центре мозга, постоянно находятся в активном состоянии и когда ребенок познает речь, между нейронами возникают ассоциативные связи. В результате этих процессов формируются сложные системы. Чем старше становится ребенок, тем меньше клеток свободных от связей остается в мозге. Практически все ассоциативные системы формируются уже к десяти годам.

Казалось бы, из вышеизложенного очевиден вывод: чем раньше начать изучать иностранный язык, тем лучше. На первый взгляд и обсуждать то нечего. Но все прекрасно знают, что истина на поверхности обычно не плавает. На самом деле не все так просто. Конечно ребенок — это губка, которая легко и быстро впитывает все новое и интересное. Дети легко учатся произносить звуки, которые отличаются от родной речи. Их способность запоминать слова и фразы феноменальна, и взрослым приходиться только мечтать об этом. Это все очевидно, но на этом и заканчиваются преимущества изучения иностранного языка в детском возрасте. 

Дело в том, что знания задерживаются в нашем мозгу, пока к ним обращается память и пока они востребованы. Следовательно, начав обучение иностранным языкам в детстве, необходимо постоянно использовать полученные навыки, иначе все усилия были напрасны. При отсутствии «языковой практики» иссякает словарный запас, пропадает способность на слух понимать чуждую речь, а также умение осмыслить информацию на чужом языке без «перевода в уме» на родной язык. 

Очень важное преимущество, которого нет у детей, есть у взрослого человека. Изучение иностранных языков для взрослых людей редко является неким развлечением. Живя в условиях, где постоянно востребованы дополнительные языки, абсолютное большинство берется за изучение весьма осознанными потребностями профессионального или социального плана. Чем сильнее стимул, тем ярче проявляются малоизученные явления включения механизмов, которые активизируют мозговую деятельность. Работа данных механизмов хорошо видна в экстремальных ситуациях, когда речь идет о выживании, человек мгновенно становится гением. 

У взрослых процесс овладения иностранным языком по сравнению с молодыми учениками идет намного интереснее, интенсивнее и даже азартнее. Также молодые не умеют преодолевать трудности, зачастую просто не понимают, зачем им нужен иностранный язык, боятся ошибиться, не любят делать домашние задания. Взрослые умеют применять на практике методы, прошедшие проверку временем. И, наконец, еще одним важным преимуществом возраста является умение видеть, ставить цель и добиваться ее, при этом разумно расходуя свои силы. 

Удачи!